Первый и единственный: МЭЗ-41

Недавно реставраторы Политехнического музея завершили восстановление первого профессионального студийного стереомагнитофона — МЭЗ-41. Считается, что это единственный в мире сохранившийся экземпляр этого аппарата, да теперь ещё и «на ходу»!

Основным разработчиком и производителем профессиональных магнитофонов в СССР был Московский экспериментальный завод. В общей сложности МЭЗ выпустил более двадцати стерео- и мономоделей. МЭЗ-41 был первым отечественным профессиональным стереомагнитофоном.

Предназначение — запись стереофонических фонограмм в студиях звукозаписи — определяло его вид: громадный металлический ящик (по пояс высокому мужчине), покрытый светло-зелёной молотковой эмалью, с грубыми тумблерами и открытым лентопротяжным механизмом.

Пока не узнаёшь, что это чисто гражданский аппарат, кажется, что его вытащили из КУНГа армейской штабной машины Р-142. Или из заводского цеха. Один из зрителей, посмотревших ролики о реставрации в интернете, сравнил МЭЗ-41 с арматурным станком. 

В Политехнический музей аппарат поступил с самого Экспериментального завода ГКРиТ (МЭЗ) 2  августа  1961 года. Стоимость магнитофона на момент приобретения музеем составляла 2185 рублей. Средняя зарплата в Москве в то время — 84 рубля. МЭЗ-41 стоил практически как подержанный «Москвич».

За прошедшие 60 с лишним лет жизни с неоднократными перемещениями магнитофон пережил многие утраты. Около 40 лет он находился в нерабочем состоянии. Краткий список неисправностей, переданный нам реставраторами, выглядит так:

  • сломанный переключатель выходной линии,
  • отсутствовал кабель питания ЛПМ,
  • отсутствовал коммутационный кабель типа ШР,
  • отсутствовали звуковые радиолампы (кенотроны),
  • отсутствовал винт для крепления экрана головки записи,
  • деградация и рассыхание демпферных АП-амортизаторов,
  • утрата одного звукоизолирующего демпфера из фетра,
  • сильные пылевые загрязнения,
  • деградация смазочных материалов на движущихся элементах,
  • коррозия на контактах реле и переключателей,
  • сколы краски.

Все эти поломки и недостатки были устранены. Реставрация заняла 4,5 месяца.

После завершения основных реставрационных работ особую сложность представляла настройка звукового тракта. Для решения данного вопроса в качестве консультанта был приглашён внештатный специалист Вадим Игоревич Марков, звукорежиссёр студии звукозаписи Magnetone. Магнитофон был настроен по стандарту коррекции звукового тракта образца 80-х годов.

В результате выполненных работ музейный предмет приобрёл экспозиционный вид, был полностью восстановлен его функционал. Он входит в коллекцию записи и воспроизведения звука. А как звучит! Но словами этого не передать.

В реставрации участвовали:

  • Максим Леонидович Тулузаков — специалист по реставрации радиоэлектроники и механики,
  • Владимир Анатольевич Крылов — специалист по реставрации темперы,
  • Ольга Михайловна Кулакова — специалист по реставрации металла/стекла и керамики,
  • Татьяна Михайловна Пунко — специалист по реставрации тканей.

А возглавляет команду наших мастеров-реставраторов Вячеслав Вячеславович Соколов.

Напомним, что недавно музейную коллекцию вычислительной техники пополнила одна из последних полностью сохранившихся «больших» ЭВМ — ЕС-1055М. В проекте по перемещению предмета в Политехнический музей также самым активным образом участвовал Максим Тулузаков. Об этом мы рассказывали в статье «Политехнический музей сохраняет историю вычислительной техники».

Мы гордимся нашими реставраторами и планируем регулярно рассказывать об их работе.